Задержанных за наркотики казанских полицейских решили не увольнять

02.12.2013

115 лет назад, 3 декабря 1898 года, родился создатель знаменитого советского танка Т-34 Михаил Кошкин. О его боевой машине, ставшей главной ударной силой Красной армии в Великую Отечественную войну, знают во всем мире. А вот имя конструктора Михаила Кошкина слыхали немногие. Причиной тому, не исключено, ранняя смерть инженера — в 42 года от простуды.

Он едва успел показать свой танк в Кремле высшему руководству страны. По действовавшим тогда нормативам пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров. Чтобы успеть «намотать» километраж, Михаил Ильич решил своим ходом перегнать опытные машины из Харькова, где они создавались на паровозостроительном заводе, в Москву. При том, что новенькие «тридцатьчетверки» были секретными. Поэтому сам факт выезда на дороги общего пользования мог быть расценен, как разглашение государственной тайны.

Крестьянский сын, кондитер по первой специальности, Кошкин взял на себя ответственность за этот пробег. В начале марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец». Один тягач был загружен горючим, инструментами и запчастями, на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников пробега. Часть пути конструктор сам вел новую технику. Маршрут пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей.

До Москвы Т-34 дошли за неделю. Во время пробега Михаил Ильич простудился, сильно кашлял. Но показ «тридцатьчетверок» стал триумфом конструктора. Сталину понравилась маневренная, быстрая машина. По воспоминаниям современников, «отец народов» сказал: «Это первая ласточка в танковых войсках».

После «выступления» в Кремле, оба танка прошли испытания на полигоне в Кубинке. Потом — обратный путь в Харьков. И снова по инициативе М. И. Кошкина — своим ходом. В пути по весенней распутице один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В сентябре 1940 года в санатории «Липки» под Харьковом Михаил Ильич Кошкин умер. Работу над освоением танка Т-34 продолжал новый Главный конструктор А.А. Морозов.

За свою короткую жизнь Кошкин участвовал в разработке опытных образцов танков Т-29 и Т-46-5, руководил работами по модернизации уже существовавших на тот момент машин. Разработал же и довел до серийного образца только одну. Но какую! Зарубежными специалистами Т-34 признан лучшим танком Второй мировой войны.

Кошкин – лауреат Сталинской премии 1942 г. (посмертно) и Герой социалистического труда (1990 г.).

Интересно, что «передовая» форма корпуса Т-34 была заимствована его создателями у опытного образца танка БТ-ИС, построенного в 1937 под руководством Н.Ф. Цыганова. А тот использовал в качестве прототипа корпус французкого лёгкого танка FCM-36.

Самые знаменитые советские оружейники.

1.​ Михаил Калашников, наш современник, отметивший недавно (10 ноября) 94-й день рождения. Создатель легендарного автомата АК. Тот был разработан изобретателем в 1947 году, прошёл множество модернизаций и до сих пор стоит на вооружении 55-ти стран мира. Не так давно АК признан «изобретением века». Такую оценку дала ему французская газета «Либерасьон», составившая список выдающихся изобретений ХХ столетия.

По оценке зарубежных экспертов, в мире изготовлено не менее 100 миллионов этих автоматов. Он изображен на знаменах и гербах некоторых государств. За создание автомата АК Михаилу Тимофеевичу была присуждена Сталинская (Государственная) премия первой степени. Позднее были приняты на вооружение АКМ (автомат Калашникова модернизированный) и ручной пулемет РГС. За этот труд конструктор удостоен звания Героя Социалистического Труда. Долгие годы его верной помощницей и соратником была жена, Екатерина Калашникова (1921-1977 гг.), профессиональный техник-конструктор, выполнявшая для Михаила Тимофеевича чертежные работы. Калашников написал три книги воспоминаний: «Записки конструктора-оружейника», «От чужого порога до Спасских ворот», «Я с вами шел одной дорогой». Член Союза писателей России.

2.​ Николай Макаров, тульский мастер, придумавший пистолет Макарова (ПМ). Начинал свою трудовую жизнь слесарем в железнодорожном депо. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, в 1936 году, поступил в Тульский механический институт. Окончил который из-за войны только в 1944 г., успев поработать на предприятии, выпускавшем пистолеты-пулеметы Шпагина. Когда в 1945 г. объявили конкурс на создание пистолета, который должен быть меньше и легче ТТ, более аккуратный и надежный, Макаров предложил два образца: ТКБ-412 под патрон 7,62 и ТКБ-42 9 калибра 9 мм. Последний был принят на вооружение в 1951 году под названием «Пистолет Макарова». Кроме того совместно с Н. М. Афанасьевым разработал авиационную пушку АМ-23, ставшую (с 1953 г.) одной из самых массовых в послевоенный период. Была снята с вооружения только в 1972 году. Макаров принимал также участие в разработке противотанковых управляемых ракетных комплексов «Фагот», за которые получил свою вторую Государственную премию и звание Героя Социалистического Труда. Всего на его счету 36 изобретений.

3.​ Виктор Болховитинов — советский авиаконструктор и учёный, выпускник Академии воздушного флота им. Жуковского. Под его руководством в 1934-36 гг. разрабатывался тяжёлый бомбардировщик ДБ-А. В ноябре 1936 лётчик М. А. Нюхтиков установил на этом самолёте два международных рекорда. До 1940 ДБ-А использовался в качестве транспортного самолёта. В те же годы под руководством Болховитинова был построен оригинальный скоростной истребитель «С», у которого два двигателя были установлены один за другим. Так же под руководством Виктора Фёдоровича конструкторы А. Я. Березняк и А. М. Исаев в 1 941-42 гг. разработали первый в СССР ракетный истребитель БИ-1 с жидкостно-реактивным двигателем. Дебютгый полёт на нём 15 мая 1942 выполнил лётчик Г. Я. Бахчиванджи, ознаменовав появление советской реактивной авиации.

4.​ Василий Дегтярев, потомственный тульский оружейник. Разработал автоматическую винтовку ППД, ручной пулемет ДП, на базе которого были сконструированы авиационные пулеметы ДА и ДА-2 и танковый пулемет ДТ. На его счету также станковый пулемет ДО, принятый на вооружение в 1939 г. В годы Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии поступил, разработанные Дегтяревым 14.5-мм противотанковая винтовка ПТРД и ручной пулемет РПД-44.

С одиннадцати лет Василий Дегтярев работал на Тульском оружейном заводе. В 1901 г., после призыва в армию, получил направление в оружейную мастерскую при Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме, близ Петербурга. Самостоятельно изобретательским делом начал заниматься в 1916 г., когда разработал автоматический карабин, отказавшись от распространенной в те годы (начало ХХ века) системы автоматического оружия с подвижным стволом. Автоматика его карабина была основана на принципе отвода части пороховых газов при выстреле посредством газоотводного отверстия в стволе.